Активное восстановление Черданского храма началось в 2007 году. Непосредственно перед началом ремонтно-восстановительных работ предстояло оценить их объем и саму возможность вернуть храму прежний внешний вид. На тот момент от самого храма остались лишь стены. Так как здание было отдано под нужды местного дворца культуры, то в 70-е годы прошлого столетия с северной стороны к нему была пристроена кинобудка. Предстояло восстановить разрушенные алтари, центральный купол и колокольню.
Площадь храма – чуть меньше пяти ста квадратных метров. Высота креста колокольни после восстановления тридцать семь метров. Для восстановления такого большого здания требуется очень точный расчет. Поэтому перед этапом проектирования специальной компанией было проведено исследование грунта вокруг фундамента, самого фундамента и оставшихся неразрешенными стен.
В 2008 году проектной фирмой “Оранта” был подготовлен сначала эскизный, а затем и рабочий проект ремонтно-восстановительных работ. Цвет будущего храма был выбран белый. Крыша и купола – голубые. Особенностью восстановления нашего храма, было добавлением в проект нескольких усиливающих элементов. Это было обусловлено так называемым “бутовым” типом фундамента храма. Именно так строили храмы в 19-м веке. Тогда прочности этого фундамента было достаточно, но к нашему времени и стены и фундамент храма нуждались в усилении.
К тому же 2008-му году были откопаны фундаменты алтарей, снесена кинобудка и частично возведен центральный алтарь. Нужно отметить, что помимо разрушенных частей храма, в здании были внесены дополнительные изменения – замурованы северный и южный входы, заложены кирпичной кладкой большая часть внутренних арок. В центральной части, на высоте девяти метров, были установлены бетонные, крашеные в желтый цвет, плиты перекрытий. В таком виде храм почти полностью потерял свой первоначальный вид. Поэтому в следующем строительном сезоне предстояло, в основном, заняться демонтажными работами.
Для удобства дальнейших строительных работ, алтарь для совершения регулярных богослужений, был перенесен в переднюю часть храма, а прихожане расположились в притворе. К началу 2009 года, в правой части храма была оборудована купель для совершения Таинства Крещения и само крестильное помещение отштукатурено для будущих фресок. Храм украсили две первые большие иконы в резных окладах – «Святая Троица» и «Богоявление».
В освободившемся пространстве центральной части храма начались демонтажные работы. Первым делом разобран кирпич, закрывающий арки с восточной части. Места смыкания центральных арок стянули металлическими уголками и специальными строительными шпильками, для придания большей прочности стенам. Затем демонтировали старые деревянные полы. Под ними оказалась бетонная стяжка
В это время на раскопанные остатки фундамента алтарей была выставлена опалубка и залит монолит. После этого строители преступили к кладке стен будущих алтарей. Работа по их восстановлению закончилась к октябрю 2009 года.
Также в этот строительный сезон была демонтирована старая крыша и сняты плиты перекрытий.
На 2010 год было запланировано строительство центрального купола храма. Но прежде чем начать эту работу, нужно было подготовить стены к возведению будущей кладки. Тем более, работа предстояла большая - радиус будущего «барабана» девять метров, а высота на отметке последнего ряда кладки пятнадцать метров.
Для начала кирпичную кладку разобрали практически до арок. Это нужно было для того, что бы убрать плохо сложенный и «бухтящий» кирпич. Эта некачественная кладка была положена на старые церковные стены в советское время, при перестройке храма в клуб.
Затем новая кладка была поднята до уровня девяти метров.
По углам получившегося квадрата залили бетонные закладные. Закладные были нужны для установки специального металлического пояса по периметру стен. Это был самый технически сложный и трудоемкий этап работы.
Огромные «двутавровые» швеллера нужно было правильным образом разрезать на необходимую длину и сварить электросваркой между собой. Эта работа заняла много времени – высота швеллеров пятьдесят пять сантиметров, а размеры получившегося изделия примерно девять на девять метров.
Когда работы на земле были закончены, огромную металлическую раму подняли на высоту трехэтажного дома. Для этой операции понадобились два, пятидесяти тонных, подъемных крана.
Все осложнялось тем, что крановщики не находились в пределах прямой видимости и их действия синхронизировали стропальщики.